Раздел:   Главная страница Нормативно-правовая база научно-технической и инновационной деятельности Базовые законодательные акты

Базовые законодательные акты

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала. По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным "мотором" развития всех секторов промышленности и сферы услуг.
В Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации (КДР) заявлены весьма амбициозные цели - сближение доходов российских граждан с уровнем развитых стран, кратное увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т.д. Реализовать их можно только за счет радикального повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов.
Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Россия, к сожалению, в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет всего 0,3% - 0,5%, в то время как доля США - 36 %, Японии - 30 %, Германии - 17 %. Доля инновационно - активных предприятий в российской промышленности (9,4 % в 2007 году) в несколько раз ниже, чем в развитых странах, результаты инновационного процесса характеризуются существенной неэффективностью. Так, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 4%-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4 %, Южной Кореи- 38,4 %, Венгрии- 25,2%.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.
Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является используемый практически во всех развитых и многих развивающихся странах - Форсайт. Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру. Концепция современного Форсайта базируется на: заинтересованности участников заниматься предвидением своего будущего; готовности их к сотрудничеству; понимании ими необходимости сконцентрироваться на долгосрочной перспективе; желании объединить усилия и ресурсы; создании координирующей структуры, помогающей прийти к консенсусу.
Сознавая необходимость в достаточно быстром формировании нового подхода к научно-технической и инновационной политике, в начале 2007 года Министерством образования и науки была инициирована масштабная работа по долгосрочному прогнозированию научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года на основе Форсайта (КДП). Цели, задачи и принципы научно-технологического Форсайта в России сформулированы в "Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года1" (КДП).
В соответствии с КДП основной целью долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025г является разработка вариантов долгосрочного научно-технологического развития, позиционирование страны в системе международной научной и технологической кооперации на базе развития национальной инновационной системы.
Комплементарной целью, обеспечивающей более адекватный прогноз и эффективное использование его результатов, является создание коммуникационных площадок для лиц, готовящих и принимающих решения (представителей министерств и ведомств, организаций бизнеса, научных организаций и экспертов). Организация постоянных экспертных процедур и формирование экспертного сообщества для оценки и согласованного выбора перспективных научных и технологических направлений
Кроме того, определено, что долгосрочный прогноз научно-технологического развития следует разрабатывать как систематически проводимую процедуру, встроенную в систему государственного управления. Результаты Прогноза должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить их адекватное позиционирование в ряду других стратегических документов федеральной исполнительной власти. Прогноз должен создавать
информационную основу для корректировки научно-технической и инновационной политики, формирования соответствующих разделов других документов, определяющих цели долгосрочного развития.
Структура доклада "Долгосрочный прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года" состоит из пяти разделов и приложений.
Первый раздел посвящен оценке состояния и проблемам развития научно-технологического комплекса России.
В разделе:
дана оценка состояния и тенденций развития сектора исследований и разработок России;
проанализированы текущие параметры и структура формируемой в России системы институтов развития, ориентированных на поддержку инноваций;
приведена оценка существующего уровня технологического развития экономики России и основные проблемы;
в заключительной части раздела приведены результаты анализа сильных и слабых сторон научно-технологического комплекса России.
Второй раздел посвящен определению внешних условий и рамок долгосрочного прогноза научно-технологического развития
Раздел условно разбивается на две части. В первой - на основе материалов форсайтных проектов США, ЕС, Японии приведено видение этих стран относительно:
глобальных тенденций и вызовов;
глобальных тенденций научно-технологического развития
состояние и тенденции развития мировых рынков товаров и услуг(тех сегментов, которые представляют интерес для России)
Варианты долгосрочного развития России, уже идущие процессы технологической модернизации экономики не могут не учитывать этих тенденций и связанных с ними технологий, которые во многом будут 10
определять как сами будущие рынки, так и конкурентоспособность стран на них.
Во второй части приведены внешние тенденции и вызовы для России.
Эти вызовы и тенденции, в силу позиции в мире, которая занимает сегодня Россия, отличаются от вызовов и тенденций, сформулированных зарубежными развитыми странами, однако, по сути, имеют одну и ту же природу.
Третий раздел посвящен определению внутренних условий и рамок долгосрочного прогноза. В нем рассмотрены основные внутренние вызовы для российской экономики и ограничения развития НТК, а также рамки задаваемые стратегическими документами экономического развития России, т.е целевые параметры которые необходимо достичь в технологическом развитии.
Четвертый раздел содержит материал по результатам прогноза и выделения перспективных направлений научно-технологического развития. При этом также как и во втором разделе в нем выделены взгляд зарубежных и российских экспертов и экспертных организаций.
В разделе приведены:
образ технологического будущего в зарубежных прогнозах
видение перспективных технологий, имеющие значительный прикладной потенциал для России.
оценка внутренних и внешних рынков (ниш), где Россия может рассчитывать на твердые (ведущие) позиции на базе конкурентных преимуществ, а также проанализированы прорывные технологии и перспективные инновации, способные внести существенный вклад в решение важнейших социально-экономических проблем.
перспективные направления развития фундаментальных исследований.
Далее в разделе рассмотрены перспективы технологической модернизации ключевых секторов российской экономики. При этом по каждому из исследуемых секторов построены варианты его технологического развития, дана оценка текущего уровня, тенденций и основных проблем его 11
инновационного и технологического развития. Кроме того, дана оценка роли, которую играет технологическое развитие данного сектора в рамках реализации сценария социально-ориентированного инновационного развития экономики России.
Наконец, в разделе дан прогноз ресурсных потребностей научного потенциала России и определены возможные источники финансирования.
Пятый раздел настоящего отчета посвящен определению основных направлений совершенствования научно-технологической политики, обеспечивающих условия для реализации долгосрочного прогноза.
В нем сформулированы основные принципы проведения перспективной научно-технологической политики, обеспечивающие сочетание проектного и институционального подходов, рассмотрены основные направления модернизации НИС.
Кроме того, в разделе сформулированы принципы формирования и реализации национальных приоритетов научно-технологического развития, а также даны предложения по использованию нового для России инструмента научно-технологической политики - технологических платформ.
Далее в разделе даны предложения по реформе системы институтов, регулирующих научно-технологическую деятельность в России, рассмотрены основные подходы к формированию региональной составляющей научно-технологической политики.
Разработаны предложения по интеграции прогноза развития науки и технологий в национальную систему прогнозирования и институционализации Форсайта, как инструмента разработки долгосрочного прогноза научно-технологического развития.
В заключении по отчету даны основные выводы по результатам исследований, полученных в научно-технологического Форсайта на протяжении четырех этапов реализации данной работы, а также предложения по дальнейшему использованию полученных результатов.


Файлы к материалу: