Унифицированная карточка ресурса.

(Информационние карты диссертаций)

.
Дата материала:   29.06.2009
Название:   Инструментарно-технологическое управление процессами инновационного взаимодействия субъектов научно-образовательной сферы
Основное описание:   Цель диссертации: определение финансовых инструментов и инновационно-инвестиционных механизмов управления процессами взаимодействия субъектов научно-образовательной деятельности национального рынка образовательных услуг с учетом страховой и финансово-кредитной составляющих, направленных на реализацию национального проекта в сфере образования, предложить основные направления стратегии развития российской системы образования в условиях финансовой глобализации. Получены следующие результаты, обладающие научной новизной: - обосновано, что выбор новых технологий управления инновационной деятельностью в научно-образовательной сфере как социально-экономической системе в существенной степени определяется ее специфическими функциями (которые можно дифференцировать в две большие группы: образовательные и научно-инновационные), что позиционирует ее в качестве особого "обеспечивающего" экономическое развитие в целом сектора, продуцентом которого являются новые знания, аккумулирующиеся в человеческом потенциале, и новшества, ориентированные на коммерциализацию или создание фундаментального научного потенциала страны; показано, в соответствии с этим, что инновационные принципы управления системой образования предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках; - доказано, что в процессе формирования механизма управления инновациями в системе образования достаточно четко просматривается ряд тенденций, главными из которых являются децентрализация и демократизация управления, расширение автономии высших учебных заведений с одновременным усилением их включенности в решение проблем социально-экономического развития общества, движение в направлении встраивания в систему образования рыночных моделей организации управления и финансирования образовательного процесса; при этом качественные характеристики человеческого капитала и труда как факторов производства реструктуризируются в направлении роста значимости интеллектуальных способностей и высокой компетентности в области профессиональных знаний и навыков; - сделан вывод о том, что управление ростом общего объема полезного знания в обществе, детерминирующее его релевантность как фундаментального качественного признака новой экономики, направлено на формирование интегрированной совокупности всех отдельных личностных полезных знаний и инноваций, информационно-сетевых потоков инновационных продуктов и инструментов, выступающих добавлением к накопленному обществом запасу полезных знаний, при этом образование обеспечивает реализацию механизма трансляции накопленного запаса знаний в обществе; - выявлены в контексте формирования инфраструктуры управления инновационной деятельностью в научно-образовательной сфере наиболее значимые институты, обеспечивающие производство и накопление знания: институт собственности, институты, связанные с организацией и внедрением НИОКР (определяющие способы взаимодействия науки и бизнеса); институты образования, важнейшими из которых являются классические университеты, развивающиеся по модели укрупнения, интегрирования и консолидации организационно-финансового и инновационного капиталов; - тестирована новая система управления эффективностью воспроизводства человеческого капитала, обеспечиваемого формированием инновационно-инвестиционной модели его развития на основе сопоставления выгод и затрат от образования, что позволило доказать необходимость адекватной оценки трансформации институциональной структуры системы образования и рынка инновационных продуктов как факторов формирования новой экономики; - обоснована эффективность интеграции в систему управления инновациями в научно-образовательной сфере модели взаимодействия университетов с бизнес-сообществом, что позволит в условиях новой экономики системе управления образованием обеспечить не только развитие познавательных способностей индивида, его целеориентированную (в соответствии с потребностями рынка) профессиональную подготовку, но и формировать вектор модернизации качественной динамики инновационных и образовательных институтов; доказана необходимость формирования новой организационно-финансовой модели развития крупных интегрированных инновационных университетов, обеспечивающей расширение его институциональной структуры и инновационно-инвестиционных инструментов развития. Разработанные теоретические положения могут быть использованы: - в процессе формирования концепций социально-экономического развития, совершенствования и реформирования образовательного комплекса России, региональных образовательных комплексов; - при разработке законодательных и нормативных актов по модернизации российской системы образования; - в системе подготовки экономистов в высшей школе при чтении следующих учебных курсов для студентов и магистрантов: "Управление в НКО", "Экономика образования", а также при разработке специальных учебных теоретических курсов "Теория знания", "Неоэкономика", "Финансирование образования" и др. в системе подготовки кадров менеджеров социальной сферы.
Шифр специальности:   05.13.10 Управление в социальных и экономических системах
Авторы (ФИО):   Зайцева Татьяна Владимировна
Степень соискателя:   канд. экон. наук
Год защиты:   2007
УДК:   37.014.5, 338:37
ГРНТИ:   06.71.45 Экономика образования,
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
Информация о источнике:   Российская государственная библиотека, отдел диссертаций - http://www.rsl.ru/i
dex.php?doc=104

Приоритетные направления:   Информационно-телекоммуникационные системы;

Связанные материалы
Диссертация -> Организация
Место защиты Южный федеральный университет
  Rambler's Top100